Тематический указатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

 

 

Первая научная конференция
памяти священника Георгия Чистякова
посвящена исследованиям Нового Завета


РГГУ 2010. Москва, Благовест-инфо. Первая научная конференция памяти священника Георгия Чистякова (1953-2007) состоялась 25 июня 2010 года в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), в третью годовщину его кончины (22 июня 2010). Организаторы конференции – сотрудники Центра изучения религий РГГУ выбрали для научного обсуждения тему, которой о. Георгий Чистяков посвятил многие свои работы: «Новозаветные исследования: проблемы и перспективы».

В РГГУ хорошо знали о. Георгия как талантливого историка, филолога, богослова, публициста, яркого преподавателя – в 1990-х гг. он читал студентам курсы по Новому Завету, по культурологии. Об этом упомянул, открывая конференцию, проректор РГГУ по научной работе Дмитрий Бак.

«О. Георгий – человек универсальных интересов. Но Новый Завет – это самое дорогое для него. Поэтому мы хотели связать его память с самой важной для него научной проблематикой. Тем более, что, как это ни парадоксально, у нас (в России – ред.) пока не было полновесной конференции по Новому Завету, новозаветная наука не структурирована, специалисты, которые работают в этой области, имеют мало возможностей для научной дискуссии. Мы надеемся, что новозаветные конференции памяти о. Георгия станут регулярными», -- сказал «Благовест-инфо» организатор форума, руководитель Центра изучения религий РГГУ, однокурсник и друг о. Георгия Николай Шабуров.

Как отметил в беседе с агентством сотрудник этого же центра и сын о. Георгия Петр Чистяков, конференция показала, что потребность в данной научной дискуссии действительно велика: желающих высказаться по теме каждого доклада было столько, что приходилось ограничивать их, соблюдая регламент. Он отметил также, что интерес к конференции проявили ученые из светских вузов и духовных школ, представители разных конфессий. В первой, сугубо научной части конференции выступили с докладами ученые из РГГУ, МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московской духовной академии, Библейско-богословского института св. апостола Андрея, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Католического института св. Фомы Аквинского.

Приведем темы лишь некоторых докладов: «Нищие духом» в контексте Нагорной проповеди: внутренний диалог филолога с переводчиком» (М. Селезнев), «Гипотеза Фаррера-Гоулдера: современные перспективы» (Г. Ястребов), «Руфь в Новом Завете» (А. Шмаина-Великанова), «Афины» в «Иерусалиме»: греческая стихия в книгах Нового Завета» (А. Коваль), «Проблемы трапез в христианской общине Антиохии конца 40-х-нач. 50-х гг. I в.» (А. Цветков), «Мир как колодец, могила и труп в Евангелии от Фомы» (И. Мирошников), «История редактур церковнославянского текста Апостола от первопечатника Ивана Федорова до наших дней» (П. Королев) и другие.

Вторая часть конференции была посвящена воспоминаниям друзей и коллег об о. Георгии. Николай Шабуров отметил, что вокруг имени его друга уже возникла некая «мифология», которую приходится развенчивать. Так, поступление «вундеркинда» Георгия Чистякова в МГУ в 14 лет является настоящим вымыслом (он стал студентом в 17 лет). Далее, нельзя сказать, что глубокую веру он получил в семье – это была «русская интеллигентная семья, почитающая традиции, но это не означает глубокой религиозности», отметил Н. Шабуров. По его словам, трудный и самостоятельный путь Георгия Чистякова к вере начался в 70-е гг. Коснувшись широких научных интересов своего однокурсника, лежащих в области истории, филологии, древних языков, он подчеркнул, что «огромный научный потенциал о. Георгия не был реализован до конца».

Друг о. Георгия и его преемник на посту руководителя Центра религиозной литературы Всероссийской библиотеки иностранной литературы Евгений Рашковский сделал сообщение «Библия как литургия и литургия как Библия», опираясь на опыт «двух великих священников» -- о. Александра Меня и о. Георгия, которые «радикально близки друг другу». Касаясь проблемы соотношения Священного Писания и Предания, Е. Рашковский отметил, что «служение этих батюшек, более царственное -- о. Александра и более эмоциональное -- о. Георгия, насыщалось библейскими смыслами; это была Библия, изливавшаяся в литургическое время».

Филолог Антонина Грек, которая стала прихожанкой о. Георгия, первоначально заинтересовавшись его публикациями в «Русской мысли», сравнила тексты священника и его живые проповеди. По словам исследовательницы, главная особенность текстов о. Георгия – их «абсолютная диалогичность, обращение к каждому конкретному человеку». «Как ученый, я часто была оппонентом о. Георгия, но нельзя не признать его огромного труда по вспахиванию сознания, по построению диалога в нашей Церкви», -- сказала выступавшая.

Искусствовед Ирина Языкова много лет сотрудничала с о. Георгием на радио «София». Главной нитью ее воспоминаний стало то, что о. Георгий «разрушил стереотипы, раздвинул границы понимания того, что такое священник на радио». Его передачи не сводились к назиданию, к раздаче готовых ответов, не были «вещанием сверху вниз». Он щедро делился с самыми разными слушателями своей эрудицией, размышлениями из области богословия, истории, литературы, поэзии, музыки и более широко – «евхаристическим отношением к жизни». Открытость же его «обезоруживала тех, кто звонил в эфир с подвохами».

О том, какое впечатление производила манера чтения лекций по Новому Завету о. Георгием, о миссионерском посыле этих лекций рассказал один из первых его слушателей – священник Олег Батов. Как следовало из слов о. Олега, на его решение принять священный сан во многом повлияло общение с о. Георгием.

Публицист, редактор журнала «Истина и жизнь» Алла Калмыкова вспомнила об обстоятельствах совместной работы над публикацией новозаветных лекций о. Георгия в журнале, охарактеризовала «уникальность» филологического метода его комментариев Священного Писания. Кроме того, она размышляла над основными чертами пастырского богословия о. Георгия, а также над тем, что было названо ею «богословием боли» (речь шла о служении о. Георгия в Республиканской детской клинической больнице).

Коллега о. Георгия по работе в Правлении Российского библейского общества (РБО), потомственный протестант Сергей Попов воспринимает о. Георгия как «человека Божия», причем «жизнерадостного не по-русски». Говоря о том, что о. Георгий был «экуменистом в лучшем смысле этого слова», С Попов упомянул, что сам он использует проповеди о. Георгия на протестантском богослужении.

«Священник-друг, священник-брат, он был не выше своих прихожан, а часто ставил себя ниже их. Он был рыцарем. В православии нет рыцарских орденов, но слово «честь» при виде его вспоминается сразу», -- отметила известный библеист и переводчик Анна Шмаина-Великанова. На конференции не раз звучало, что о. Георгий был не только священником. Не оспаривая этого, она сказала: «Священник – это распятый человек. И в этом смысле о. Георгий был только священником».

 

Юлия Зайцева
Источник

 

2010: Вечер памяти о.Георгия Чистякова был посвящен теме «Христианство и культура»

 

Москва, 23 июня, Благовест-инфо. 22 июня 2010, в третью годовщину кончины священника Георгия Чистякова (1953-2007) его сослужители, друзья и духовные чада почтили его память.

В храме свв.бессребренников Косьмы и Дамиана в Шубине, где о.Георгий  служил в течение многих лет, была совершена литургия и панихида. Богослужение возглавил иеромонах Амвросий (Тимрот). Днем вместе с о.Димитрием Купреевым они отслужили панихиду на могиле о.Георгия на Пятницком кладбище Москвы. Вместе со священниками о упокоении души почившего пастыря молились несколько десятков прихожан космодамианского храма, друзья о.Георгия и его сотрудники по Группе милосердия при Центральной детской клинической больнице (РДКБ), где священник служил в качестве настоятеля больничного храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Вечер памяти, который традиционно устраивается  в этот день во Всероссийской библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ), где о.Георгий возглавлял Отдел религиозной литературы, был начат с литии, которую отслужил священник Владимир Лапшин. Организаторы – близкие друзья и сотрудники о.Георгия решили посвятить вечер теме «Христианство и культура» и построили его таким образом, чтобы, как сказала директор ВГБИЛ Екатерина Гениева, «вечер вел сам о.Георгий». Это оказалось возможным благодаря сохранившимся аудио- и видеоматериалам, большому числу фотографий, запечатлевших священника.

Тему «Церковь и культура» о.Георгий многократно поднимал в своих проповедях, статьях, радиопередачах. Он считал ее одной из самых актуальных в 1990-е годы, когда в широких неофитских кругах было принято резко противопоставлять  Церковь и светскую культуру. Очевидно, что эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.

«Церковь в лице святых отцов не отвергает искусство…, но призывает нас читать поэзию, всматриваться в живописные полотна, вслушиваться в музыку», -- убеждал участников вечера с экрана о.Георгий. По его словам, если человек любит Бога, не стоит опасаться, что искусство уведет его из Церкви; напротив, «из холодной территории разума искусство выведет нас в пространство подлинности». «Через искусство Господь зовет нас поразмыслить над тем, что Он сотворил», -- говорит священник, призывая к себе в помощники Николая Гумилева и неоднократно цитируя любимые им строчки:

«Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога».

На экране сменяли друг друга живописные полотна великих художников на библейские темы, портреты любимых поэтов о.Георгия и его собственные фотографии. Священник читал стихи А.Фета, Р.М.Рильке, И.Бродского, С.Липкина, П.Верлена, О.Мандельштама. О.Георгию особенно дороги были слова последнего о том, что христианство никогда не боялось искусства, что именно христианство освободило художников, всех, кто занят творчеством. «Христианство освободило художника, сделав его свободной ответственной личностью. Отпустив культуру на свободу, христианство создало великую европейскую культуру», -- так звучали мысли О.Мандельштама в изложении о.Георгия.

Вторая часть вечера была посвящена <это громко сказано - про книгу было просто упомянуто - didahe> презентации новой книги о.Георгия, которую издали во ВГБИЛ к очередной годовщине его кончины. Сборник статей, докладов на научных конференциях, лекций, которые читал о.Георгий сотрудникам провинциальных библиотек и других его работ получил название «Путь, что ведет нас к Богу». 

Как рассказали издатели, эта книга первоначально была задумана самим отцом Георгием и, по его замыслу, включала в себя восемь из опубликованных здесь очерков, эссе, выступлений. «По сути, перед вами единый текст, в том смысле, в каком разнообразие оттенков создает единство живописного полотна. Многообразие и единство, многоголосье и цельность — это, пожалуй, и есть доминанта этой книги», -- отмечается в аннотации.

Первая часть представляет богословские изыскания священника, вторая посвящена подвижникам, которых объединяет заглавие «Ничем не вооруженная смелость»: здесь можно найти очерки о христианских подвижниках ХХ в., о соловецких новомучениках, об основателе общины Тэзе брате Роже, об о.Александре Мене, о Папе Римском Иоанне Павле II и других. Третью часть издатели называют  апофатической: здесь собраны размышления о.Георгия о том, какой не должна быть вера. Это статьи «Церковь и империя Ситуация на рубеже XX -XXI вв.», «Психология религиозного фанатизма», «Вера и толерантность» и другие.

К годовщине кончины о.Георгия был выпущен также четвертый сборник его проповедей, которые выходят под общим названием  «Да укрепит вас Господь!» -- этими словами пастырь часто заканчивал свои проповеди и напутствовал исповедавшихся. Сборники проповедей о.Георгия готовят к изданию и выпускают на свои средства его прихожане.

Фото- и видеорепортаж о мемориальных событиях 22 июня можно посмотреть на сайте храма свв.Космы и Дамиана.

Юлия Зайцева

Источник

 



Вы можете помочь развитию этого сайта, внеся пожертвование

www.tapirrdidahe.ru
Слово Божие
Помогите Божьему делу
Приглашаем узать больше о христианской вере